Для приготовления полностью синтетического масла требуется уже более добротное базовое – и оно появилось, когда стала активно развиваться технология VHVI (Very High Viscosity Index) – дословно: Очень Высокий Индекс Вязкости. Хотя эту основу многие считают минеральной и отчасти, так оно и есть. По сути VHVI – это более продвинутая и сложная технология гидрокрекинга. Однако включенный в технологию сложный процесс синтезирования масла, позволяет его отнести к синтетике, пусть и с некоторой оговоркой. Это, скажем, такая улучшенная, сдобренная минералка, разделенная на фракции и очищенная водородом. Одним словом, повторимся, по совокупности затрат и технологической глубины, специалисты предпочитают считать её синтетикой.
Одна из передовых технологий гидрокрекинга - GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость).
Процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты.
Основным преимуществом гидрокрокрекингового базового масла является дешевизна, вменяемое качество и отработанная технология. Масло отлично держится на металле – хорошая адгезия, и низкая агрессивность к резинотехническим изделиям РТИ. Еще дальше по характеристикам ушли, так называемые, масла на основе РАО (Poly Alpha Oleofin). Они делаются из самой дорогой и дефицитной фракции нефти – высокоочищенного первичного бензина. Его молекулы подвергаются измельчению до чистого этилена. Потом эти молекулы собирают в ровную цепочку, используя хитроумную технологию, и получают структурированные молекулы, которым затем придают нужные свойства. В результате получается продукт с однородным молекулярным составом, лишенный примесей серы и металлов. Но технологический процесс сложен и дорог, что отразилось и на стоимости готового продукта.
Поэтому основным минусом РАО-масел является высокая по сравнению с HC и VHVI цена. Некоторые вопросы есть к воздействию на резинотехнические изделия, которые со временем могут терять свою форму и изменять структуру. К счастью, в прокладках и уплотнителях двигателя в основном применяется поранит. Среди преимуществ – это реальная 100-процентная синтетика со всеми её достоинствами, низкая температура застывания (около – 60 градусов по Цельсию) и очень высокая температура выгорания, то есть, вспышки, а также полное отсутствие примесей. К тому же у него прекрасные смазочные свойства, высокая сопротивляемость к окислению и старению, высокая стойкость к перепадам температуры и очень низкая испаряемость. К сожалению, именитые производители смазочных материалов ушли с российского рынка и официально их продукция у нас не представлена. А те бренды, что продают ПАО-масла в России, завозя их параллельным импортом, стоят немыслимых денег. Да и контрафактом от них может попахивать. На нашем рынке сегодня правит бал азиатская тройка – корейские ZIC и The Beast, а также японский бренд Idemitsu. Цены на их продукцию кусаются. И это нормально. Поскольку такие масла не могут быть дешевыми из-за сложности и дороговизны технологического процесса. Да и затраты на производство, исследовательские работы и лабораторные изыскания выливаются в копеечку.
По этой причине не все блендерные предприятия берутся за изготовление поли-альфа-олефинового масла. Хотя предложений на рынке много, огромным спросом такие масла все же не пользуются из нескромной стоимости. Если канистра моторного масла HC и VHVI от отечественного производителя стоят в среднем 1500 – 2000 руб., то такая же по емкости посудина с ПАО-продуктом обойдется в 3 – 4 раза дороже.
Впрочем, можно найти компромисс, если брать масла входящие в крупные производственные холдинги, а не сольные марки. ПАО масла The Beast продаются дешевле конкурентов только из-за того, что продукт под новым именем еще не раскручен. Между тем, он ни в чем не уступает своим соперникам, наоборот, даже превосходит их, согласно открытым данным. Масла и смазки The Beast производятся в Южной Корее компанией SHL Co., Ltd., которая была основана в 1971 году. А SHL – производственная компания с более чем 50 летний опытом. За это время она стала лидером по производству смазочных материалов и ключевым поставщиком ГСМ для корейской промышленности. На мощностях завода SHL было организовано контрактное производство уже известных и хорошо зарекомендовавших себя корейских моторных масел, и масел первичного залива на конвейере корейских автогигантов. В структуру компании входят три собственных завода: два в Вонджу и один в Ульсане, а также свой научно-исследовательский центр.
По сути, The Beast это собственная торговая марка легкомоторных масел завода SHL, контрактного производителя многих известных корейских масел и основного поставщика на конвейер автомобильных заводов. Компания располагает не только мощной производственной и научно-исследовательской базой, но и богатым опытом в разработке новейших технологий. Наработки фирмы, воплощенные в The Beast, заново разрабатывать не пришлось, что в итоге благотворно повлияло на цену.
Но самое главное, бренд официально представлен в России. Всегда будет с кого спросить, если что-то пойдет не так. Но это вряд ли, ведь от контрафакта The Beast защищает себя сам – масло продается в металлических канистрах, которые просто нерентабельно копировать. Как говорится – себе дороже. При этом выбор моторного масла РАО достаточно широк – порядка четверти от всего ассортимента жидкой смазки.
The Beast на стенде компании «Аллея групп» на выставке MIMS Automobility Moscow.
Итак, выбирая масло в дорогом ПАО-сегменте целесообразно обращать внимание на новые бренды от проверенных производителей. Им только предстоит побороться за аудиторию, а значит стоимость ниже, а качество выше или сопоставимое с конкурентами.