Форум
Форум

Минералка против ПАО: оправдана ли стоимость полиальфаолефиновых масел?

24.06.2024
Прогресс, как известно, на месте не стоит. Стремление удержать цены и желание сделать массовый доступный продукт привели к поиску более простых рецептур и технологий при переработке нефти. Так и появилась технология гидрокрекинга. Но масла на полиальфаолефинах остались.
В чем принципиальное отличие этих технологий и свойств конечных продуктов? Давайте разбираться целесообразно ли переплачивать.

Прогресс, как известно, на месте не стоит. Стремление удержать цены и желание сделать массовый доступный продукт привели к поиску более простых рецептур и технологий при переработке нефти. Так и появилась технология гидрокрекинга. Гидрокрекинговые масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. В процессе очистки отбрасывается все «ненужное», а необходимые свойства придаются с помощью присадок. Они-то и наделяют масла теми или иными качествами.
Однако, предшественником гидрокрекинговых масел были смазки на РАО (Poly-Alpha-olefin) – поли-альфа-олефинах. Они применялись еще в 60-х годах прошлого столетия в космической и высокоточной промышленности. По прошествии времени технология стала доступной для приготовления легкомоторных масел. Но зачем, если появился гидрокрекинг?
В чем принципиальное отличие этих технологий и свойств конечных продуктов? Давайте разбираться.

Эксплуатационнве характеристики грузовых масел.jpg

Все моторные масла делаются путем смешивания базовых масел и пакета присадок. Технология изготовления моторной смазки известна давно и остается в принципе неизменной уже много десятков лет. Однако в последнее время масленщики пришли к выводу, что от характеристик «базы» напрямую зависит и качество конечного продукта. Сначала базовое масло делали из нефти путем гидрокрекинга (HC – Hydro Craking) и оно было основой для производства минеральной и полусинтетической моторной смазки.

Для приготовления полностью синтетического масла требуется уже более добротное базовое – и оно появилось, когда стала активно развиваться технология VHVI (Very High Viscosity Index) – дословно: Очень Высокий Индекс Вязкости. Хотя эту основу многие считают минеральной и отчасти, так оно и есть. По сути VHVI – это более продвинутая и сложная технология гидрокрекинга. Однако включенный в технологию сложный процесс синтезирования масла, позволяет его отнести к синтетике, пусть и с некоторой оговоркой. Это, скажем, такая улучшенная, сдобренная минералка, разделенная на фракции и очищенная водородом. Одним словом, повторимся, по совокупности затрат и технологической глубины, специалисты предпочитают считать её синтетикой.

gtl-techology.jpg

Одна из передовых технологий гидрокрекинга - GTL (англ. Gas-To-Liquid, газ в жидкость).

Процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу углеводородные продукты.

Основным преимуществом гидрокрокрекингового базового масла является дешевизна, вменяемое качество и отработанная технология. Масло отлично держится на металле – хорошая адгезия, и низкая агрессивность к резинотехническим изделиям РТИ. Еще дальше по характеристикам ушли, так называемые, масла на основе РАО (Poly Alpha Oleofin). Они делаются из самой дорогой и дефицитной фракции нефти – высокоочищенного первичного бензина. Его молекулы подвергаются измельчению до чистого этилена.  Потом эти молекулы собирают в ровную цепочку, используя хитроумную технологию, и получают структурированные молекулы, которым затем придают нужные свойства. В результате получается продукт с однородным молекулярным составом, лишенный примесей серы и металлов. Но технологический процесс сложен и дорог, что отразилось и на стоимости готового продукта. 

 sintetika-vs-mineralka-1.jpg

Поэтому основным минусом РАО-масел является высокая по сравнению с HC и VHVI цена. Некоторые вопросы есть к воздействию на резинотехнические изделия, которые со временем могут терять свою форму и изменять структуру. К счастью, в прокладках и уплотнителях двигателя в основном применяется поранит. Среди преимуществ – это реальная 100-процентная синтетика со всеми её достоинствами, низкая температура застывания (около – 60 градусов по Цельсию) и очень высокая температура выгорания, то есть, вспышки, а также полное отсутствие примесей. К тому же у него прекрасные смазочные свойства, высокая сопротивляемость к окислению и старению, высокая стойкость к перепадам температуры и очень низкая испаряемость. К сожалению, именитые производители смазочных материалов ушли с российского рынка и официально их продукция у нас не представлена. А те бренды, что продают ПАО-масла в России, завозя их параллельным импортом, стоят немыслимых денег. Да и контрафактом от них может попахивать. На нашем рынке сегодня правит бал азиатская тройка – корейские ZIC и The Beast, а также японский бренд Idemitsu. Цены на их продукцию кусаются. И это нормально. Поскольку такие масла не могут быть дешевыми из-за сложности и дороговизны технологического процесса. Да и затраты на производство, исследовательские работы и лабораторные изыскания выливаются в копеечку. Экономия топилва.png

По этой причине не все блендерные предприятия берутся за изготовление поли-альфа-олефинового масла. Хотя предложений на рынке много, огромным спросом такие масла все же не пользуются из нескромной стоимости. Если канистра моторного масла HC и VHVI от отечественного производителя стоят в среднем 1500 – 2000 руб., то такая же по емкости посудина с ПАО-продуктом обойдется в 3 – 4 раза дороже.

Впрочем, можно найти компромисс, если брать масла входящие в крупные производственные холдинги, а не сольные марки. ПАО масла The Beast продаются дешевле конкурентов только из-за того, что продукт под новым именем еще не раскручен. Между тем, он ни в чем не уступает своим соперникам, наоборот, даже превосходит их, согласно открытым данным. Масла и смазки The Beast производятся в Южной Корее компанией SHL Co., Ltd., которая была основана в 1971 году. А SHL – производственная компания с более чем 50 летний опытом.  За это время она стала лидером по производству смазочных материалов и ключевым поставщиком ГСМ для корейской промышленности. На мощностях завода SHL было организовано контрактное производство уже известных и хорошо зарекомендовавших себя корейских моторных масел, и масел первичного залива на конвейере корейских автогигантов. В структуру компании входят три собственных завода: два в Вонджу и один в Ульсане, а также свой научно-исследовательский центр.

По сути, The Beast это собственная торговая марка легкомоторных масел завода SHL, контрактного производителя многих известных корейских масел и основного поставщика на конвейер автомобильных заводов. Компания располагает не только мощной производственной и научно-исследовательской базой, но и богатым опытом в разработке новейших технологий. Наработки фирмы, воплощенные в The Beast, заново разрабатывать не пришлось, что в итоге благотворно повлияло на цену.

LM_SHOP_02_2024-26.jpg

Но самое главное, бренд официально представлен в России. Всегда будет с кого спросить, если что-то пойдет не так. Но это вряд ли, ведь от контрафакта The Beast защищает себя сам – масло продается в металлических канистрах, которые просто нерентабельно копировать. Как говорится – себе дороже. При этом выбор моторного масла РАО достаточно широк – порядка четверти от всего ассортимента жидкой смазки.

The Beast на стенде компании «Аллея групп» на выставке MIMS Automobility Moscow

The Beast на стенде компании «Аллея групп» на выставке MIMS Automobility Moscow.  

Итак, выбирая масло в дорогом ПАО-сегменте целесообразно обращать внимание на новые бренды от проверенных производителей. Им только предстоит побороться за аудиторию, а значит стоимость ниже, а качество выше или сопоставимое с конкурентами.