Все течет – все меняется, в том числе требования к свойствам масел (лубрикантов) для двигателей автомобилей. Лет тридцать назад акцент делался на увеличении межсервисных интервалов, затем – на совместимость масел с существенно усложнившимися системами очистки выхлопа и в продолжение этого "зеленого" тренда – на экономичность и снижение риска возникновения разрушительного эффекта LSPI, преждевременного воспламенения рабочей смеси на такте сжатия в получивших распространение прямовпрысковых бензиновых турбомоторах малого рабочего объема (их еще именуют даунсайзинговыми), которые отличаются пониженным аппетитом.
Уже задачки не уровня 2+2, тем более что моторные масла никто не освобождал от обязанности охлаждать ДВС, защищать его "внутренние органы" от коррозии и образования отложений, снижающих отдачу силовой установки, а также облегчать запуск непрогретого мотора в сильный мороз да еще без заметного перерасхода топлива. Но все это не имело бы смысла, не справляйся лубриканты со своей основной задачей – снижением износа подвижных элементов мотора. Так что при любом раскладе на троне остается Ее Величество вязкость, от которой зависит способность моторного масла создавать и сохранять в самых жестких условиях защитную пленку на поверхности трущихся деталей ДВС.
Проверку прочности масляной пленки проводят трением на трибологической установке.
И тут, как говорят наши пропагандисты, есть тонкий момент в делении масел на масла со сниженной вязкостью и полновязкие. Полновязкими маслами считают те, у которых динамическая вязкость HTHS (величина, характеризующая стойкость смазочной пленки) более 3,5 мПас. По классификации SAE J300 к полновязким относят классы вязкости от хW-30 до xW-60, а к маловязким, с показателем HTHS менее 3,5 мПас, те, что по SAE J300 относят к классам xW-30, а также менее 30, то есть 20, 16, 12 и прочим свежепридуманным классам. «Х» характеризует низкотемпературные свойства и к нашей сегодняшней теме не относится. Заметили, что 30-й класс может относиться как к полновязким, так и к маловязким сортам? Поэтому, для правильного выбора масла, одного класса вязкости маловато, нужны и другие характеристики.
Мировые тенденции в экономии топлива привели инженеров к малокубатурным моторам с непосредственным впрыском и турбиной и такой мотор не мыслим без маловязкого масла, так как полновязкие сорта существенно ухудшат показатели расхода топлива.
В современных автомобилях малолитражные двигатели встречаются все чаще.
Маловязкие масла оптимальны для «даунсайдинговых» моторов. Быстрее добираясь до любых "закоулков" мотора, в том числе в холода, такие масла снижают его износ. Есть и приятный бонус: за счет меньшего сопротивления движению деталей ДВС с маловязкими лубрикантами экономят до 5% топлива и к тому же – при прочих равных – обладают лучшей приемистостью.
С сохранением всех этих "плюшек" в максимально широком диапазоне температур лучше других справляются моторные масла на полностью синтетической основе. В отличие от минеральных, свойства которых "гуляют" в зависимости от качества исходного сырья такие лубриканты-конструкторы, целенаправленно созданные для решения определенных задач, куда более стабильны и не боятся как высоких температур, особенно характерных для наддувных ДВС, так и мороза, сохраняя текучесть до -30/-35? С в случае с маслами 5W и 0W соответственно. Это превращает "синтетику" в действительно всесезонный продукт, да к тому же с увеличенными интервалами замены.
Принципиальна схема смазки двигателя. По всем этим каналам должно прокачиваться масло как можно быстрее.
Ну, а тонкие настройки моторных масел обеспечивают присадки. Собранные в пакет такие высокотехнологичные химические соединения замедляют старение моторного масла под действием высоких температур, облегчают холодный пуск, увеличивают стойкость масляной пленки на поверхностях деталей ДВС при больших механических и термических нагрузках, препятствуют образованию ржавчины внутри двигателя, ограничивают вспенивание масла, в частности, при попадании в него влаги, тем самым улучшая смазываемость и, наконец, предотвращают образование отложений на горячих деталях мотора.
Понятно, что создание продуктов, совмещающих все эти свойства, – удел топ-компаний. По известным причинам самые именитые из них покинули российский рынок. И что теперь? Надеясь на всемогущий авось, выкладывать свои кровные за масла от ноунэймов или просочившиеся по обходным каналам параллельного импорта почти одинаково рискованно. Отсутствие в достаточном объеме статистики по продукции российских производителей, которым пришлось заменить ряд компонентов альтернативными, прежде всего китайскими, аналогами, – тоже сдерживающий фактор.
Но есть рабочие лошадки, без лишнего шума давно и небезуспешно возделывающие свои делянки рынка, которые не прочь их расширить, действуя вполне официально. Именно так поступает SHL Co. Ltd., ведущий поставщик смазочных материалов для корейской промышленности, и в частности, обеспечивает маслами заводы большинства корейских автоконцернов. Созданная более полувека назад компания прошла путь от выпуска лицензионных продуктов до разработки собственных технологий, которые теперь экспортирует наряду со своими моторными маслами более чем в 20 стран, включая Индию, Китай и чрезвычайно разборчивую Японию. Удивляться нечему: использование высококачественного сырья ведущих мировых производителей, тщательное соблюдение технологических требований и традиционное для продукции Made in Korea привлекательное соотношение цена-качество образуют выигрышную комбинацию.
В России SHL Co. Ltd. предлагает выпущенную три года назад линейку полностью синтетических моторных масел The Beast (зверь – англ.), включая премиальные на основе полиальфаолефинов. Диапазон характеристик вязкости впечатляющий – от 0W-20 до 10W-40, что сразу снимает вопрос о готовности "южан" к нашим климатическим контрастам. Совместимость с разнообразными технологиями двигателестроения тоже на высочайшем уровне. Бензиновые, в том числе на обедненной смеси и дизельные ДВС, включая турбированные, а также с новейшими системами нейтрализации выхлопных газов, противосажевыми фильтрами и даже работающие в составе гибридных силовых установок – все они в зоне охвата The Beast. Склонные к LSPI даунсайзинговые моторы – тоже, что подтверждает соответствие бОльшей части масел линейки The Beast новейшим стандартам API SP/SN, DEXOS1 GEN2 и использующемуся производителями из Кореи и Японии ILSAC GF-6A.
Разумеется, в линейке масел от SHL Co. Ltd. найдутся оптимальные варианты для двигателей моделей Hyundai и KIA, начиная от сверхнадежных турбодизелей серии CRDI, неприхотливых бензиновых 1.6-литровых моторов семейств Gamma I и Gamma II и завершая более проблемными бензиновыми 2.0- и 2.4-литровыми моторами семейства "Theta" серий G4KD, G4KJ и G4KE.
Но южнокорейский продукт не только для "корейцев". Целый ряд масел линейки The Beast соответствует спецификациям BMW Longlife-04, GM DEXOS 2, Mercedes-Benz 229.31/229.51/226.5, Porsche A40, Renault RN0700/RN0710, VW 502.00/505.01 для бензиновых и дизельных ДВС.
А отсутствие лэйблов автопроизводителей на таре позволяет предложить высокотехнологичный продукт без маркетинговой накрутки. При этом фирменные металлические канистры объемом 1, 4 и 6 л служат серьезной гарантией от подделок. Без этого формула "все включено" от SHL Co. Ltd. была бы неполной.