Форум
Форум

ПАО, гидрокрекинг и НС-синтетика: разбираемся в отличиях на примере масел The Beast

Если с минеральным маслом все более менее понятно, то синтетические и гидрокрекинговые масла вызывают много споров. И на их фоне, как элитное сословие - масла на полиальфаолефинах. Чем же ПАО-масла выделяются на фоне других синтетических лубрикантов и всем ли двигателям они подходят
В Корее умеют делать не только "огненный" супчик кимчи тиге, барбекю кальби и сладкие рисовые пирожки чхапссальтток, не говоря уже о всем известных салатах. Для автомобильных двигателей – даже для самых высокотехнологичных – настоящим деликатесом станут ПАО-масла (полиальфаолефиновые) от компании SHL Co. Ltd., ведущего поставщика смазочных материалов для промышленности Страны утренней свежести, и, в частности, для концерна Hyundai Motor.

carpedia.club-kia-rio-2-obslyguvanie-i-to-12fb5e5ee8.jpg

Но все познается в сравнении. Чем же ПАО-масла выделяются на фоне других синтетических лубрикантов? Начнем с того, что после "либерализации", случившейся лет 20 назад, к этой элитной группе начали относить и продукты, которые ранее считались недостаточно благородными. Споры до хрипоты по поводу правомерности такого решения не утихают до сих пор. Но факт есть факт: теперь безоговорочно "не синтетикой" признаются лишь устаревшие моторные масла грубой очистки, созданные на основе базовых лубрикантов 1-й группы по классификации API, Американского института нефти. Здесь вердикт не подлежит сомнению: у таких базовых масел высокое (более 0,03%) содержание серы, провоцирующей коррозию ДВС, в составе сохраняются ненасыщенные углеводороды, которые ускоряют старение масла из-за окисления, а показатели вязкости, напрямую определяемые основой, очень зависят от температуры и остаются оптимальными в узком диапазоне от 0°C до +65°C.

2d33429c37bc605b59a890abf21205ed.jpeg


Сложнее с недавно зачисленными в ряды "синтетики" лубрикантами на основе базовых масел 2-й и 3-й группы. Как и 100%-ю "минералку", их получают из жидких нефтепродуктов, качество которых "плавает" в зависимости от свойств нефти в том или ином месторождении. С другой стороны, сложный, многоступенчатый процесс очистки с использованием водорода и высокого давления позволяет получить на выходе продукт с низким или крайне низким (порядка 0,5%) содержанием вредных примесей. Отсюда высокая стойкость к окислению и способность работать в широком температурном диапазоне за счет повышенного индекса вязкости. Особенно это характерно для лубрикантов на основе базовых масел 3-й группы, для обозначения которой нередко применяется аббревиатура VHVI, означающая "очень высокий индекс вязкости". Если существует элита среди базовых масел нефтяного происхождения, то вот она.

gtl-techology.jpg
Процесс производства масел по технолгии VHVI

Такие лубриканты получают с помощью технологии гидрокрекинга, которая в отличие от обычной гидроочистки предполагает обработку сырья с использованием нескольких реакций, протекающих одновременно. И это дает удивительный результат: часть вредных компонентов не удаляется, а превращается в полезные! Дальше вступает в действие магия присадок, которые, как специи в блюдах корейской кухни, создают разнообразие "вкусовых ощущений". Гидрокрекинговые масла, сохраняющие текучесть и в мороз, облегчают пуск холодного ДВС зимой, эффективно противодействуют возникновению отложений, ухудшающих работу мотора, не вызывают коррозию внутренних стенок цилиндров, достаточно медленно испаряются и стареют, а благодаря высокой стойкости масляной пленки даже при высоких нагрузках способны защитить компоненты ДВС от износа, по крайней мере, не хуже "синтетики", созданной с использованием базовых масел 4-й и 5-й группы. Эта близость потребительских свойств позволяет называть гидрокрекинговые масла "НС-синтетикой".
Но не везде. Так, в Германии синтетическими могут именоваться базовые масла, состоящие только из искусственно созданных молекул, чья точно просчитанная длина получается путем сборки из блоков легких углеводородных молекул. При гидрокрекинге происходит обратный процесс: в присутствии водорода тяжелые углеводородные молекулы нефтяного сырья, в том числе достаточно недорогих сортов, "шинкуют" на более мелкие составляющие. Словом, по способу получения "НС-синтетика" ближе к "минералке", а по свойствам – к "настоящей синтетике". Вот и ломай тут голову над классификацией.

5fbd3a4s-960.jpg

Подобных мук не возникает в случае с ПАО-лубрикантами. Базовые масла в их составе, относящиеся к 4-й группе, синтезируют из сверхдорогих фракций первичного бензина с их крекингом до этилена высокой степени чистоты. Процесс полимеризации альфаолефинов, низкомолекулярных органических соединений, проходящий с использованием катализаторов и специальных растворов, трудоемок и долог, что, разумеется, отражается на стоимости конечного продукта. Именно высокая цена долгое время ограничивала применение ПАО-масел авиационной отраслью, и в автомобилестроение они пришли лишь в начале 1970-х годов почти одновременно с "НС-синтетикой".

Конструкторов реактивных авиадвигателей ПАО-масла привлекали прежде всего своей способностью сохранять текучесть и смазывающие свойства при температурах от -60℃ до +250℃. Эти качества важны и для ДВС автомобилей в условиях крайнего севера, а также испытывающих повышенные нагрузки. Последнее обстоятельство сделало рекламу ПАО-маслам сначала в автоспорте, а дальше пошло-поехало. Не могло не пойти. Слишком привлекательным оказалось сочетание свойств таких лубрикантов. Это и способность предотвращать коррозионные процессы и образование шламов в двигателе, и стойкость к окислению, и исключительно низкая испаряемость. На практике это означает удлинение интервалов замены масла, повышение КПД мотора и увеличение сроков его службы. ПАО-синтетика в сопоставлении с "НС-синтетикой" обладает более низкой температурой замерзания, также большей стойкостью к термическому и механическому разрушению. Проблемы с недостаточной стабильностью масляной пленки и растворимостью присадок удалось решить добавлением эстеров, сложных эфиров. Что касается агрессивности ПАО-масел к полимерным уплотнителям, то ее обуздали с переходом на изготовление прокладок из фторкаучука и с помощью оптимизации состава лубрикантов (добавлением тех же эстеров). Сегодня, как правило, база таких масел на 60-70% состоит из "НС-синтетики", на 20-30% из ПАО, а еще 7-10% приходится на эстеры. "Коктейль" получился куда более приемлемым по цене, а там, где она вторична, например, в случае с гоночными автомобилями, в ход идет "дистиллированное" ПАО-масло. В любом случае, в пересчете на километраж между заменами такие лубриканты становятся экономически привлекательными при обычной эксплуатации.

ae09ad9s-960.jpg
Проблема только в том, что лишь немногие компании в мире освоили сложные технологии производства ПАО. И южнокорейская SHL Co. Ltd., ведущая свою историю с 1971 года, в их числе. Начав с выпуска лицензионных продуктов, компания целенаправленно вкладывалась в разработку собственных технологий и теперь экспортирует их наряду со своими моторными маслами. Сегодня продукция SHL Co. Ltd. присутствует на рынках более чем 20 стран, включая Индию, Китай и даже привередливую Японию. Потребители оценили тот факт, что SHL Co. Ltd. использует только высококачественное сырье ведущих мировых производителей и уделяет особое внимание соблюдению технологических требований, за счет чего на выходе получаются моторные масла, трансмиссионные жидкости и смазки, адаптированные к любым условиям эксплуатации техники. К слову, самой разной, начиная с легковых авто и грузовиков и заканчивая строительной техникой и мотоциклами с четырехтактными двигателями. И, разумеется, традиционно для продукции Made in Korea ГСМ от SHL Co. Ltd. отличает конкурентоспособная цена. Имеется и очень ценный в российских условиях бонус в виде повышенной защиты от подделок с помощью фасовки моторных масел в фирменные металлические канистры.

shl_грузовик.jpg

Все это в полной мере относится и к линейке синтетических масел The Beast, выпущенной три года назад и ставящей собственной торговой маркой легкомоторных масел. Теперь высокотехнологичные лубриканты южнокорейского производства официально, без использования не вполне прозрачных схем "параллельного импорта", поставляются и на наш рынок. В линейке The Beast найдутся оптимальные масла для самых разных бензиновых и дизельных ДВС, в том числе турбированных, с новейшими системами очистки выхлопа и работающих в составе гибридных силовых установок.

wHypWQBIwVS_mtiW6kWvSJUjSMk-960.jpg

Кроме того, многие синтетические лубриканты от SHL Co. Ltd. помогают уменьшить риск возникновения разрушительного явления LSPI (преждевременного воспламенения рабочей смеси на такте сжатия), которому подвержены даунсайзинговые легкотопливные турбомоторы с непосредственным впрыском. В любом случае, благодаря пакетам высокотехнологичных присадок гарантированы превосходная защита ДВС от образования сажи и отложений, увеличение интервалов замены масла, как и отсутствие проблем с холодным пуском при температурах за -30 и даже -40º С.

Эксплуатационнве характеристики грузовых масел.jpg

А топовые позиции в линейке занимают ПАО-масла Beast PAO 5W40, Beast PAO Premium 0W-30 и 0W-40. Эти продукты, отвечающие международным стандартам API SN/CF, ACEA C3, ACEA A3/B4 и более жестким "фирменным", BMW Longlife-04, MB 229.31/229.51, MB 226.5 и VW 502.00/505.01, точно придутся по вкусу самым требовательным ДВС.